Критическое расстояние или Dc - это расстояние от источника звука, на котором уровень прямого звука равен уровню любого реверберирующего звука. Dc применяется ко всей зоне распространения звука, но его измерение обычно требуется только, когда необходимо спланировать расположение микрофонов. Критическое расстояние не определяет, где должен быть размещен микрофон, но дает полезное предсказание того, как он будет звучать в любой конкретной точке. Чтобы собранный звук был достаточно «плотным» и имел хорошую разборчивость, микрофон должен быть ближе, чем дальняя граница Dc. За пределами Dc весь звук будет в основном из реверберирующего поля, поэтому он не подходит для четкой речи или пения, но идеально подходит для атмосферы.
Измерение
Критическое расстояние можно измерить с помощью простых инструментов. Нужны лишь источник звука широкого спектра («шум») и прибор, показывающий уровни звука. Говоря проще, «источником звука широкого спектра» может быть обычное FM-радио, настроенное на промежутки между станциями, и «измеритель уровня звука», всенаправленный микрофон или измеритель портативного микшера.
Реверберирующий звук практически одинаков в любой точке пространства, поскольку он случайным образом отражается от всех поверхностей. Двигаясь по помещению с шумомером, уровни практически не изменятся. Прямой звук подчиняется закону падения уровня с расстоянием в обратном квадрате, то есть - 6 дБ на каждое удвоение расстояния.
Включив источник шума, необходимо измерить уровень на расстоянии 10, 20, 40, 80… см. Первоначально между измерениями будет падение уровня на 4-6 дБ. В какой-то момент падение по сравнению с предыдущими показаниями выравнивается по мере того, как вы переходите в чисто реверберирующее поле. Эта точка и есть критическое расстояние Dc.
Применение
Критическое расстояние довольно постоянно для любой точки в пространстве - единственное исключение, что поверхности с высокой отражающей способностью, такие как окна, возможно, следует рассматривать как прямые источники, поскольку звук, отражающийся от них, не является действительно реверберирующим.
Измерьте Dc по прямой, а затем на плане помещения нарисуйте круг на этом расстоянии вокруг оркестра, солистов и т. д. Все микрофоны, предназначенные для прямого звука, должны находиться внутри этого круга. Обратите внимание, что говоря о трехмерном пространстве, а не о двухмерном плане; реальная форма - сфера с центром на оркестре, солистах и т. д. Всенаправленные микрофоны должны быть расположены на уровне < 30% от Dc, ширококардиоидные - на уровне < 50%, и все сверхнаправленные микрофоны могут приближаться к границе ближе. За пределами границы критического расстояния, звук из микрофонов будет реверберирующим и очень «открытым»; внутри сферы находится область, в которой будет приемлем «плотный» звук.
Существует онлайн-калькулятор критического расстояния, предназначенный для обратной ситуации - настройки громкоговорителей в общественных пространствах для разборчивости таких систем - но акустические принципы и измерения не меняются.